идеализм, начавший вести свою собственную жизнь
На днях у меня выдался ничем не занятый вечер, и я решила глянуть "Принцессу Мононоке" за авторством великого Хаяо Миядзаки.
Сам мульт датируется 1997 годом. Мои любимые "Ходячий Замок", "Порко-Россо" и "Тоторо" - это 2004, 1992 и 1988 соответственно, так что Миядзаки я знала разного и раннего, и позднего, и того, что посередине.
Скажу сразу, лента меня не впечатлила.
Начнем с того, что она рассчитана на довольно узкую аудиторию, состоящую из самих японцев, не утративших связь с корнями, и на редких хорошо прошаренных в японской культуре иностранцев. Для всех остальных весь культурный контекст фильма остается за гранью понимания, а без него сюжет мультфильма распадается на множество "почему".
Почему народ главного героя живет изолированно в своей деревне? Почему он перед уходом обрезает себе волосы? Почему женщины почитают за счастье работать сутками на производстве стали? Зачем и кому вообще понадобилась эта сталь? Почему император разрешил охоту на лесное божество? Почему ему понадобилась его голова? Почему на деревню нападают какие-то самураи? Чем им всем помешал лес?
Я в общем не самый далекий от японской культуры и истории человек, но мне тоже далеко не все было ясно, но основную суть я уловила. Хотя, больше подробностей про сисигами не помешало бы, но в анимацию их едва ли впихнешь.
Почему мультфильм озаглавлен "Принцесса Мононоке", а, скажем, не по названию главной музыкальной тему "Легенда об Аситаке" я не знаю. На мой взгляд, Сан (она же принцесса Мононоке) далеко не ключевой персонаж в этой истории, поскольку глобально там идет речь о взаимодействии человека с природой и показаны все его формы от мирного симбиоза до открытого военного конфликта, а сюжетная линия выстроена на попытках юноши по имени Аситака избавиться от неожиданно свалившегося на него проклятья. В принципе, вместо девушки Сан на это место можно было бы вписать юношу Маугли, бабушку Ягу или любого другого персонажа, который бы демонстрировал, что можно быть человеком, но при этом адептом природного мира.
Колористическое решение аниме лично мне показалось унылым: тусклые неяркие краски, по сравнению с Тоторо и Ходячим замком малое разнообразие оттенков. Единственные две сцены, где лес расцветает, заняли мало экранного времени.
Мотивы поступков героев периодически вызывали желание поставить кино на паузу и пойти все осмыслить, но это обычное явление при просмотре японских картин. Там на островах совершенно иначе смотрят на жизнь.
Если бы нужно было описать мои впечатления в трех словах, то я бы сказала: нединамично, поучительно, бывало и лучше.
Однако же, лента получила множество призов:
Лично я пересматривать едва ли буду, для демонстрации детям он едва ли подходит, все-таки там довольно много сцен насилия, изображенного весьма реалистично и в подробностях. Для подросткового возраста, наверное, ничего, если перед просмотром (или сразу после) провести небольшой ликбез.
Сам мульт датируется 1997 годом. Мои любимые "Ходячий Замок", "Порко-Россо" и "Тоторо" - это 2004, 1992 и 1988 соответственно, так что Миядзаки я знала разного и раннего, и позднего, и того, что посередине.
Скажу сразу, лента меня не впечатлила.
Начнем с того, что она рассчитана на довольно узкую аудиторию, состоящую из самих японцев, не утративших связь с корнями, и на редких хорошо прошаренных в японской культуре иностранцев. Для всех остальных весь культурный контекст фильма остается за гранью понимания, а без него сюжет мультфильма распадается на множество "почему".
Почему народ главного героя живет изолированно в своей деревне? Почему он перед уходом обрезает себе волосы? Почему женщины почитают за счастье работать сутками на производстве стали? Зачем и кому вообще понадобилась эта сталь? Почему император разрешил охоту на лесное божество? Почему ему понадобилась его голова? Почему на деревню нападают какие-то самураи? Чем им всем помешал лес?
Я в общем не самый далекий от японской культуры и истории человек, но мне тоже далеко не все было ясно, но основную суть я уловила. Хотя, больше подробностей про сисигами не помешало бы, но в анимацию их едва ли впихнешь.
Почему мультфильм озаглавлен "Принцесса Мононоке", а, скажем, не по названию главной музыкальной тему "Легенда об Аситаке" я не знаю. На мой взгляд, Сан (она же принцесса Мононоке) далеко не ключевой персонаж в этой истории, поскольку глобально там идет речь о взаимодействии человека с природой и показаны все его формы от мирного симбиоза до открытого военного конфликта, а сюжетная линия выстроена на попытках юноши по имени Аситака избавиться от неожиданно свалившегося на него проклятья. В принципе, вместо девушки Сан на это место можно было бы вписать юношу Маугли, бабушку Ягу или любого другого персонажа, который бы демонстрировал, что можно быть человеком, но при этом адептом природного мира.
Колористическое решение аниме лично мне показалось унылым: тусклые неяркие краски, по сравнению с Тоторо и Ходячим замком малое разнообразие оттенков. Единственные две сцены, где лес расцветает, заняли мало экранного времени.
Мотивы поступков героев периодически вызывали желание поставить кино на паузу и пойти все осмыслить, но это обычное явление при просмотре японских картин. Там на островах совершенно иначе смотрят на жизнь.
Если бы нужно было описать мои впечатления в трех словах, то я бы сказала: нединамично, поучительно, бывало и лучше.
Однако же, лента получила множество призов:
Лично я пересматривать едва ли буду, для демонстрации детям он едва ли подходит, все-таки там довольно много сцен насилия, изображенного весьма реалистично и в подробностях. Для подросткового возраста, наверное, ничего, если перед просмотром (или сразу после) провести небольшой ликбез.
Спасибо за рецензию ))